Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки


8 февраля 2018 00:00

Газета Коммерсант от 06.02.2018

Газета Коммерсант от 06.02.2018

Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет — дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

На прошлой неделе Фонд развития интернет-инициатив отобрал 25 компаний-стартапов, в которые фонд будет инвестировать средства. Одна из них — аудиторская компания «АудитОнлайн», которая получит от фонда 2,5 млн руб. в обмен на 7-процентную долю в ней. По словам директора по сопровождению инвестиционных сделок ФРИИ Елены Крыловой, «АудитОнлайн» интересна ФРИИ как стартап, который автоматизирует работу аудиторов в части анализа бухгалтерской отчетности. «Компания реализует этот процесс с помощью облачного решения, в котором работают аудиторы-сотрудники, — поясняет она. — В нем хранятся документы клиентов в зашифрованном и распределенном виде, встроена система автоматизации заполнения отчета, рабочих документов и системы планирования».

Фонд развития интернет-инициатив был учрежден в 2013 году Агентством стратегических инициатив по предложению президента Владимира Путина. Объем средств под управлением ФРИИ составляет 6 млрд руб.

Для аудиторского сообщества подобный выбор ФРИИ оказался неожиданным и вызвал возмущение, поскольку онлайн-аудит не соответствует международным стандартам аудита (МСА). «Действующие МСА требуют от аудитора во многих случаях личного присутствия, без этого невозможно провести качественную проверку», — говорит партнер KPMG Кирилл Алтухов. По словам замглавы АКГ «Коллегия налоговых консультантов» Александра Андрианова, стандарты требуют от аудитора видеть оригиналы документов — скан-образ бумажного документа не может быть приравнен к оригиналу. На сайте компании «АудитОнлайн» указано, что для проверки потребуется всего 22 документа и один-пять дней, что также вызывает недоумение. «Мне кажется нереальным провести проверку за день, как и заранее предугадать, какие в ходе нее могут возникнуть вопросы и потребуются документы», — говорит замглавы «Финэкспертизы» Наталья Борзова. По мнению участников рынка, полноценный аудит невозможен исключительно в режиме онлайн, и до сих пор компании, которые его предлагали, по сути, торговали заключениями, причем большинство из них принудительно покинули рынок. «Таких игроков необходимо выявлять и выдворять с рынка», — резюмировал Кирилл Алтухов.

В СРО ААС, членом которой является «АудитОнлайн», сообщили “Ъ”, что намерены провести внеплановую проверку компании. «Дистанционный аудит не может соответствовать стандартам априори, — отметила руководитель комиссии по контролю качества СРО ААС Надежда Кобозева. — Мы периодически проверяем подобные компании и, как правило, выявляем грубейшие нарушения, часто лишаем их членства в СРО. Например, в прошлом году было пять таких игроков».

Однако во ФРИИ не готовы так просто отказаться от своего выбора. По словам Елены Крыловой, законодательные и правовые документы не содержат ограничений в отношении того, каким методом будет проведен аудит: при отборе кандидатов на получение финансирования претендентов оценивали служба безопасности и юристы. Специалисты по аудиту в оценке не участвовали. Внешнего контроля качества в организации также не проводили ни СРО, ни Федеральное казначейство.

В «АудитОнлайн» готовы к проверкам. «Все процедуры возможны и онлайн, наши стандарты соответствуют МСА, — заявил коммерческий директор “АудитОнлайн” Алексей Крючков. — Аудитор также работает с документами, время проверки сокращается за счет автоматизации, по необходимости мы и выезжаем». Однако это заявление вызывает вопросы уже у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Если клиенту обещается онлайн-аудит с конечным пакетом документов, а по сути предоставляются иные услуги, то речь может идти о недобросовестной рекламе», — отмечает замглавы ФАС Андрей Кашеваров.

Вероника Горячева




Все новости